Самые посещаемые разделы сайта:

Ордена Императорской России.

Галерея изображений орденов вручавшихся в России до 1917 года.

Фотографии Георгиевских кавалеров.

Подборка подлинных фотографий награжденных Георгиевскими крестами.

Герои и трофеи Великой Народной войны.

Интернет версия брошюр 1916 года, о Георгиевских кавалерах 1-й Мировой войны.


Что скрывает орденский поднос?

Что скрывает орденский поднос?

В музее императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который является филиалом Государственного Эрмитажа, хранится уникальное «орденское» блюдо-поднос. Оно датировано 1892 г., и имеет монограмму «А III». Это означает, что блюдо было сделано по заказу и для российского императора Александра III. На этом произведении фарфорового искусства изображены высшие степени всех восьми действующих на тот период российских орденов с их знаками: орденскими крестами, лентами, звездами. Это ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Георгия Победоносца, Св. Екатерины, Св. Владимира, Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны и Св. Станислава.

Изображение орденов и их знаков на произведениях искусства – сам по себе факт не слишком примечательный. Известно, что каждый российский орден (как сообщество людей) имел помимо наградных орденских знаков и другие атрибуты. Ордена, например, располагали своими собственными орденскими храмами. Так, ордену Св. Владимира в Санкт-Петербурге была передана церковь Св. равноапостольного князя Владимира, а орден Св. Александра Невского считал своею соборную церковь в Троицком Александро-Невском монастыре, где покоились останки князя Александра. Имели ордена и свои светские, соответствующим образом оформленные, расписанные лучшими мастерами по мотивам орденов, помещения. Вспомним, хотя бы Георгиевский зал Зимнего дворца в Петербурге, или Екатерининский, Владимирский и Георгиевский залы Московского Кремля. До начала 30-х годов ХХ в. в Кремле имелись еще и Андреевский и Александровский залы, но они были уничтожены при создании зала заседаний Верховного Совета СССР. Сейчас эти исторические орденские помещения восстанавливаются.

Для проведения торжественных мероприятий (обедов, приемов) в этих залах создавались специальные фарфоровые или фаянсовые сервизы, часто на сотни персон. На предметах сервизов наносилась соответствующая роспись орденских цветов (по цветам орденских лент) и изображения знаков ордена. Для росписи сервизов и залов привлекались лучшие российские и иностранные мастера того времени. Например, императрица Екатерина II заказала для кавалеров ордена Св. Владимира на фарфоровом заводе английского купца Франца Гарднера специальный орденский сервиз. Рас­считанный на 140 персон, он обошелся в ог­ромную по тем временам сумму – 15 тыс. руб. Вся посуда и даже черенки ложек, но­жей, вилок были расписаны мотивами орден­ского знака Св. Владимира. Сервиз использоваться только в день ежегодного орденского праз­дника, отмечаемого в Зимнем дворце.

Но блюдо-поднос, с монограммой Александра III, по-своему, уникально. И не только потому, что это высококлассное произведение искусства (роспись сделана по эскизу С.Р. Романова). На этом произведении фарфорового искусства изображены все высшие степени российских орденов с их знаками. Причем даны они в особом порядке, по старшинству орденов. Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Если бы роспись делалась в ряд, больших проблем у художника не возникло: все российские ордена имели строжайшую иерархию, их статуты строго определяли старшинство и порядок расположения орденских знаков на одежде.

Но блюдо имеет форму овала. Как вписать, соблюдая строгое старшинство, в окружность неправильной формы, изображения 25 орденских знаков (у каждого из восьми изображенных орденов высших степеней имелись: крест, лента и звезда, а у ордена Св. Андрея Первозванного еще и орденская цепь)? Как не ущемить при этом статут «императорских и царских орденов», расположив их таким образом, чтобы каждому воздать должное? Как не вызвать гнева Кавалерских дум, да и самого императора Александра III – гроссмейстера всех российских орденов? Очень непростая задача, тем более, что российская императорская орденская система была довольно сложна – достаточно сказать, что она в общей сложности оперировала 20-ю степенями орденов, у которых наличествовали 37 орденских знаков (кресты разных достоинств, ленты, звезды, Андреевская цепь).

При нанесении изображения на орденский фарфоровый поднос автору удалось решить эту проблему. Но каким образом? Как кажется, мне удалось разгадать этот секрет. Художник применил двойной подход. Во-первых, он разделил блюдо на доли по «циферблатному принципу». В качестве доминанты художник выбрал не центр, а положение цифры «12» и, именно, с этой точки он повел отсчет «старшинства» наград по нисходящей. И мы для упрощения мысленно разделим блюдо по примеру часового циферблата: изображения будем помечать как «на 12, 3, 6 часов» и т. д. Во-вторых, все ордена располагаются как бы на концах двух, мысленно наложенных на изображение, крестов: обычного прямого и косого Андреевского. Центр обоих крестов – императорская монограмма.

В этом реализовано дополнительное преимущество, поскольку только с помощью «циферблатного принципа» художнику не удалось бы построить изображение в строгой иерархии. Известно, что у верующих православных при осенении себя крестным знамением рука движется крестообразно: лоб, нижняя часть живота, правое, затем левое плечо. Схематично на часовом циферблате это цифры: 12, 6, 9, 3. Чтобы понять элегантный замысел создателя росписи необходимо обратить особое внимание на этот момент.

Первый по старшинству российский орден – Св. Андрея Первозванного. Знаки ордена: изображение Святого Андрея, распятого на Х-образном кресте на фоне черного двуглавого орла, голубая Андреевская лента и орденская восьмиконечная звезда помещены художником в верхней части подноса в положении «на 12 часов» и одновременно на верхнем конце прямого креста, что подчеркивает его безусловное главенство (в православной традиции именно на верхнем конце креста часто располагалась императорская корона).

В центре блюда – вензель Александра III. Собственно его написание (буква «А» с короной наверху) и ориентирует зрителя на то, как правильно следует рассматривать изображение на подносе. Вензель окружен золотой орденской Андреевской цепью, составленной из звеньев в виде двуглавых орлов, Андреевских крестов, и медальонов под короной с вензелем императора Петра I. На такой парадной цепи косой крест ордена носился кавалерами только в самых торжественных случаях, в остальных – на ленте у бедра.

А вот второй по старшинству российский орден – орден Св. Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения) расположен на первый взгляд достаточно странно, внизу «на 6 часов». Его художник, по идее (если отталкиваться от «циферблатного принципа»), должен был бы расположить вслед за Андреевскими знаками справа, там где помещены знаки первой степени ордена Св. Владимира: большой золотой с вензелем святого князя Владимира «СВ», покрытый красной эмалью крест, лента «владимирских цве­тов» – красная с черными полосами по краям и восьмиконечная звезда.

Однако знаки ордена Св. Великомученицы Екатерины – большой овальный медальон в виде креста, восьмиконечная звезда и красная с серебряной каймой лента – расположены внизу «на 6 часов». Почему художник так поступил?

Дело в том, что орден Св. Великомученицы Екатерины (имел две степени, большого и малого креста), хоть и считался вторым по старшинству в российской империи, но был достаточно специфичен. Им награждались только женщины. Петр I учредил орден в честь своей супруги Екатерины, которая сопровождала самодержца в неудачном Прутском военном походе 1711 г. Тогда военное счастье изменило Петру. Его войска, были окружены превосходящей 168-тысячной армией турок. Положение было безвыходным, и Петр пошел на переговоры. Жена Петра Екатерина в самый ответственный момент, когда решалась судьба императора, который мог попасть в плен к туркам, предложила «подкрепить» усилия дипломатов богатыми подношениями турецкому паше. И отдала на это все свои драгоценности.

Турецкий военачальник «клюнул» на поднесенные дары и заключил перемирие: Петр с армией были спасены. В знак признательности и благодарности Петр Великий учредил в 1714 г. орден Св. Екатерины под девизом «За Любовь и Отечество». В дальнейшем орден получали в основном особы царских кровей. Причем награждение происходило автоматически: великим княжнам он жаловался при крещении, а остальным членам императорской фамилии женского пола – при достижении совершеннолетия. Им могли поощряться и другие великосветские дамы, но в основном «во внимание заслуг мужа». Таким образом, этот орден при достаточно низкой значимости женщины в социальной жизни того времени (все чиновники и офицеры являлись мужчинами) не играл заметной роли в российской наградной системе.

Но художник, создавая роспись, поместил его, на мой взгляд, достаточно удачно. С одной стороны – на почетное место, напротив главной награды империи – ордена Св. Андрея. И, заметим, в положение нижнего конца креста – положение второй точки «крестного знамения». В расположении «друг против друга», «лицом к лицу» кроется и еще один смысл. Здесь явно присутствует половой признак: мужчина и женщина. Как известно, гроссмейстером всех российских орденов (с единоличным правом награждения) был император, а вот его супруга, императрица, считалась орденмейстером ордена Св. Великомученицы Екатерины, и именно она, а не император, жаловала этот орден своим подданным.

Расположение на подносе на исключительно почетных местах (справа и слева от ордена Св. Андрея Первозванного) знаков первых степеней ордена Св. Владимира («на 1 час») и знаков ордена Св. Георгия («на 11 часов») и одновременно на концах косого Андреевского креста, вполне оправдано. Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 1-й степени считался третьей по старшинству наградой в Российской империи (а фактически для подданных царя мужского пола – второй!). Он был назван в честь киевского князя Владимира Красное Солнышко, который прославился как пол­ководец и государственный деятель и много сделал для укрепления древнерусско­го государства. Князь Владимир был при­числен к лику святых за введение христианства на Руси и был канонизирован церковью как «равноапостольный», т.е. равный апостолу Андрею. Орден Св. Владимира 1-й cтепени был очень почетной наградой. Среди первых награжденных высшей степе­нью были виднейшие военачальники и государственные деятели России: светлейший князь Г. А Потемкин-Таври­ческий, генерал-фельдмаршал граф П. А. Ру­мянцев-Задунайский, генерал-аншеф князь Г. Г. Орлов, граф Н. И. Панин.

Расположенные на блюде слева («на 11 часов») знаки первой степени ордена Св. Георгия (белый эмалевый крест, шитая золотом четырехугольная звезда и лента с тремя черными и двумя желтыми полосами) – принадлежности самого почетного военного ордена на Руси. Он был учрежден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II и не входил в систему старшинства российских орденов, т.к. давался только за военные заслуги.

Орден был четырехстепенной, каждая степень имела свой знак. Высшая первая степень имела в качестве знаков широкую «георгиевских» цветов ленту через плечо, крест и звезду. С момента своего учреждения орден предназначался в награждение только офицерам и генералам. Первая степь ордена Св. Георгия была чрезвычайно редкой наградой. Достаточно сказать, что высшим орденом Св. Андрея за всю историю было награждено чуть более тысячи человек, а первой степенью Св. Георгия – всего 25 человек. Полных кавалеров ордена всего четверо: М.И Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.И. Бибич-Забалканский и И.Ф. Паскевич-Зриванский. Хоть сам орден не входил в систему «старшинства», его расположение рядом с орденом Св. Андрея очень даже уместно: с одной стороны рядом, но, с другой – в стороне (слева), что подчеркивает его уникальность.

Слева и справа на блюде (в положении «на 9 часов» и «на 3 часа») изображены знаки двух орденов, которые по старшинству следуют за высшей степенью ордена Св. Владимира (расположен «на 1 час»). Это орден Св. Александра Невского (в положении «на 9 часов») и орден Белого Орла (расположен «на 3 часа»).

Орден Св. Александра Невского – четвертая по старшинству награда Российской империи был задуман Петром I как исключительно военная награда. Но судьба распорядилась иначе. Он был учрежден уже после смерти Петра. И взошедшая на престол Екатерина I стала использовать его для поощрения, как военных, так и гражданских лиц.

Первые награждения состоялись в день свадьбы дочери Петра Первого и Екатерины – Анны Петровны с герцогом Карлом-Фридрихом. Знаки ордена были возложены на 18 представителей высшей знати, которые съехались на торжество. Среди них оказались лица не только военные, но и гражданские. А 30 августа (10 сентября) 1725 года, в годовщину перенесения из Владимира мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, императрица Екатерина I возложила орден на себя. В дальнейшем орден Александра Невского утвердился как награда для лиц, имеющих, как правило, чин не ниже генерал-лейтенанта либо соответствующего ему гражданского чина тайного советника.

На блюде изображены знаки ордена Александра Невского (он имел всего одну степень): крест красный, имеющий в промежутках двуглавых орлов, а в середине изображение Святого Александра на коне, звезда серебряная, в середине которой в серебряном поле вензеловое имя Св. Александра Невского под княжеской короной, красная бесполосная Александровская лента.

Место размещения этой почетной российской награды на подносе (всего за существование императорского ордена было произведено 3674 награждений, среди его кавалеров – известные генералы П. И. Багратион, Д. С. Дохтуров, М. А. Милорадович, А. И. Остерман-Толстой и Н.Н. Раевский) выбрано художником не случайно. С одной стороны – рядом с почетнейшим орденом Св. Георгия (расположен «на 11 часов»). С другой – на правой стороне воображаемого креста. При осенении крестным знамением он – третий по счету. Это подчеркивает его статут.

Пятый по старшинству в иерархии российских орденов – орден Белого Орла (его знаки расположены «на 3 часа») был причислен к орденам Российской империи после вхождения в состав Российской империи Царства Польского. Он имел одну степень (правда, часто выдавался «с алмазами», что повышало его ценность в глазах награжденного). В иерархии российских орденов он шел вслед за орденом Св. Александра Невского.

Орденские знаки: на крест, покрытый красной финифтью с белой полосой по краю, наложен одноглавый так называемый пястовский (польский) орел, обращенный вправо, увенчанный малой золотой короной. С 1831 г. он стал помещаться на груди черного двуглавого российского орла с золотыми головами, увенчанными красными коронами, с обведенными золотом крыльями и хвостом. При помощи золотой, покрытой голубой финифтью ленты крест крепился к большой императорской короне с ушком на оборотной стороне для орденской ленты

Знаки ордена (золотой крест, темно-синяя лента и золотая восьмиконечная звезда) изображены художником на левой стороне блюда в положении «на 3 часа» и одновременно на четвертом конце воображаемого креста. Это не только определяет его старшинство, но и подчеркивает не православное происхождение награды (католики, как известно, крестятся слева направо).

Следующий по старшинству в иерархии, орден Св. Анны, расположен «на 7 часов». Он также имел иностранное происхождение. Его учре­дил в 1735 году в день 10-ле­тия своей свадьбы с Анной Петровной как родовой орден герцог Карл Фридрих в память о своей жене, дочери Петра Великого. Орден имел одну сте­пень и по статуту 1735 года представлял собой «позлащенный финифтяный красного цвета крест, в середине которого в кругу на правой стороне представлено изображение Святой Анны, а на левой стороне – вензелем связан­ные литеры AIPF». Крест носился «на красной с же­лезного цвета каймами ленте с левого на пра­вое плечо». Орден имел де­виз: «Amantibus Justitian Pietatem, tibus» (Любящим Справедливость, Благочестие и Веру), но в литерах ордена AIPF был скрыт другой смысл: «Anna Imperatori Petri Filia» (Анна, дочь императора Петра). По первоначальному статуту, число кавалеров ордена не должно было превы­шать 15 человек, он жаловался за заслуги при 20-летней «беспорочной службе» и при чине не ниже полковника.

В 1739 году после смерти герцога Карла Фридриха гроссмейстером голштинского родового орде­на стал 10-летний принц Петр Ульрих, а с 1742 г., когда императрица Елизавета Петров­на объявила его наследником российского престола, орде­н Св. Анны фактически вошел в число российских наград как самый младший орден. В 1762 году Екатерина, жена Петра Ульриха, ставшего к тому времени императором Петром III, совершает переворот и становится императрицей. После убийства отца, гроссмейстерство ордена и титул голштинского герцога унаследовал его с Екатериной сын великий князь Павел Петрович. И хотя в 1773 г. императ­рица Екатерина II от лица сына отказалась от прав на голштинский пре­стол, награждение орденом Святой Анны в России продолжилось.

В день своей коронации 5 апреля 1797 года император Павел I обнародовал заранее под­готовленный «Статут четырех российских орденов», по которому орден Святой Анны официально вошел в капитул российских орденов. Отныне он имел три степени: «Лента красная с широкою желтою каймою для кавалеров первого класса через левое пле­чо, а для второго класса, носящих на шее, уже первой крест красной, украшенный алмазами, в середине коего изображена Святая Анна, на другой стороне латинский ее вензель». Эти знаки мы и видим на подносе.

Орден Св. Анны давался как за военные, так и за гражданские заслуги. Но император Павел пошел еще дальше, он решил сделать из ордена универсальную награду. Первая и вторая степени были предназначены для вельмож, генералитета, высших офицеров и чиновников, а третья степень для остальной массы офицеров и чиновников. Кресты ордена изготавливались из золота и покрывались темно-красным (иногда черным) «рубиновым» стеклом. С 1816 года лучи креста покрывались красной эмалью. Между лучами креста закреплялся ажурный орнамент, до начала XIX в. украшавшийся алмазами или горным хрусталем.

По указу 1829 года орденами Святой Анны с алмазами стали награждаться только иностранцы, а для России в качестве элемента, повышающего степень награды, была уста­новлена императорская корона над крестами 1-ой и 2-ой степеней. Аналогичные знаки помещались и на звезду. В центральном круге креста финифтью изображалась святая Анна, а на реверсе на белом поле синим цветом — ини­циалы «AIPF». Знак 1-ой степени ордена носился у бед­ра на красной муаровой ленте с желтыми кай­мами через левое плечо. Шитая или кованая звезда носилась на правой стороне груди и в центральном круге имела красный крест, а по окружности девиз. Вторая степень имела крест мень­шего размера и носилась на узкой ленте на шее. Младшая степень (до 1815 г. – 3-я, а с 1815 г. – 4-я) ордена Св. Анны, носилась на холодном оружии: крест крепился к эфесу сабли или шпаги (т.н. Аннинское оружие).

Расположенные рядом с орденом Белого Орла (в положении «на 5 часов») знаки ордена Св. Станислава принадлежат низшей награде в иерархии орденов императорской России. Орден Св. Станислава состоял из трех степеней и был самой распространенной наградой среди чиновников и обер-офицеров. Им статуту мог быть награжден любой гражданин Российской империи в целях «поощрения христианских добродетелей и ревности к службе на поприще военном или гражданском». «Станислав» был хоть и самым младшим среди русских орденов, но давал право на потомственное дворянство. 3-й, низшей степенью ордена, могли награждаться чиновники, начиная с губернского секретаря (этот чин шел сразу после самого низшего – коллежского регистратора), и даже домашние учителя, прослужившие не менее 15 лет и имеющие классный чин. Заслужив этот орден, они существенно повышали свой социальный статус.

Сам орден, пришедший из Польши после вхождения Царства Польского в состав Российской империи и причисленный к орденам Российской империи, был назван в честь епископа Кра­кова Станислава, отлучившего за неблаговид­ные поступки короля Болеслава II от церкви и принявшего за это мученическую смерть: разгневанный король заколол епис­копа прямо в костеле. В 1253 году Станислав был канонизирован и объявлен небесным покровителем Польши. В память о нем польский король Станислав Август Понятовский в 1765 году и учредил этот орден.

По статуту 1815 г. орден Св. Станислава имел четыре степени (четвертая степень была отменена в 1839 г.). Все степени ордена давали (за некоторым исключением) право на потомственное дворянство, но в 1845 году был издан указ о прекращении награждений орденами 2-й и 3-й степеней, «дабы перекрыть низшим чинам легкий путь к приобретению потомственного дворянства». Однако через десять лет в 1855 г. при пересмотре орденских статутов было решено восстановить награждение орденами 2-й и 3-й степени. Но при этом потомственное дворянство обретали только кавалеры 1-й степени ордена.

Еще одна тонкость! Художник не случайно поместил изображение знаков ордена Св. Станислава именно с правой стороны подноса, напоминая о католическом происхождении награды. Кстати, именно из-за того, что орден был учрежден в честь католического святого, он никогда не жаловался православным священнослужителям. Вот так, при внимательном рассмотрении росписи на произведении фарфорового искусства XIX века, можно постичь достаточно сложную систему старшинства наград Российской империи, просуществовавшую вплоть до 1917 года.

Автор: Сергей Коломнин

Источник: Золотой орел

Добавлено: 1 Января 2013


Теги: орденамузеифарфор

Похожие новости

Иностранные ордена российских императоров. Подборка уникальных ювелирных изделий.

Виртуальный визит на выставку в «Оружейную палату» на которой представлены ордена из коллекции музея изготовленные лучшими зарубежными ювелирами.

Добавлено: 01.08.2014

Русско-японская война, оборона Порт-Артура

в картинах художника - баталиста Дениса Базуева. Подвиг "Варяга" и "Стерегущего", защита подступов к Порт - Артуру ....  

Добавлено: 04.07.2013

Монумент "Тысячелетие России" в Новгороде

В 1857 году, за пять лет до празднования тысячелетия призвания Рюрика на княжество в новгородскую землю, было решено установить в Новгороде монумент, отражающий шесть периодов истории России

Добавлено: 07.04.2015

Возврат к списку

Рекомендовать друзьям: