Поиск по сайту:




















Калистратов И.Г. Балканская россика на события 1875-1878 гг. в книге Чепурнова Н. И Наградные медали Государства Российского. (Замечания фалериста).

  

Начав углубляться Балканскую фалеристику, я с удивлением обнаружил, что энциклопедическое издание (так указано в аннотации) Чепурнов Н. И. "Наградные медали Государства Российского", в котором также затрагивается тема Балканской россики, мягко говоря, содержит неточности. А некоторая информация вообще похожа на откровенный вымысел.

В общем, фалеристу, заинтересовавшемуся этой темой, руководствоваться "Чепурновым" нужно крайне осторожно. Конечно, это личное мнение. Чтобы не быть голословным представляю свои замечания и наработки по теме, которые, возможно, пригодятся коллегам-фалеристам, не имеющим другой информации, кро-ме как из выше упомянутого "энциклопедического издания". В статье не ставится цель полностью осветить тему Балканской россики, хотя работа над этим ведется. Это лишь только критические заметки, основанные на заслуживающей доверие информации, доступа к которой уважаемый г-н Чепурнов, видимо, не имел, и на некотором личном опыте. Начать можно уже с названия раздела.

Чепурнов (стр. 477) "Балканская военная россика по войне 1875-1878 гг." Замечания. Такой "войны 1875-1878 гг." не было! Был целый ряд событий на Балканах в эти годы, включающий, как минимум (!), 3 разные войны. А началось все с антитурецкого восстания в Боснии и Герцеговине в 1875 г. В начале 1876 г. восстание вспыхнуло и в центральной Болгарии. В июне 1876 г. войну Турции объявили Сербия и Черногория. Однако уже к осени сербская армия была практически разгромлена турками. Сербия не имела до войны кадровой армии и, несмотря на помощь славянских, в том числе и русских добровольцев, среди которых было много офицеров, не смогла устоять перед численным превосходством турок. Осенью 1876 г. между Сербией и Турцией было заключено перемирие (Турция была вынуждена пойти на этот шаг под давлением России), а в начале 1877 г. подписан мирный договор.

Черногорию от турецкого разгрома спасли только горы, составляющие большую часть ландшафта этой небольшой балканской страны и являющиеся для ее жителей естественной крепостью. После ряда военных неудач черногорцы прекратили активные боевые действия, хотя и не заключили с турками перемирия.

Дальнейший ход событий на Балканах привел к Русско-турецкой войне. Через некоторое время после ее начала на стороне России выступила Румыния. Активизировали свои воен-ные действия черногорцы, а напуганная Сербия вновь объявила войну Турции лишь в конце 1877 г., когда чаша весов окончательно склонилась на сторону союзников. Из вышесказанного, на мой взгляд, следует, что название "… по войне 1875-1878 гг." совершенно не корректное. Правильнее говорить о "Балканской россике на события 1875-1878 гг.", или "… периода войн с Турцией 1876-1878 гг."

Теперь о самой россике… Необходимо отметить, что балканские награды (№№ 717-722) у Чепурнова вообще никак не называются! Видимо, их названий автор не знал. Хотя, за что ими награждали, когда учреждены и прочие подробности описаны так, что нельзя ему не поверить. А нужно!

Чепурнов (№ 717, стр. 477-478)  "Св. бронза, диам. 34 мм - черногорская медаль за войну 1875-1878 годов. Учреждена правителем Черногории князем Николаем I в 1878 году. Она предназначалась в качестве памятной награды не только своим подданным и волонтерам соседних братских республик (!!!), но и российским воинам-добровольцам…" … Расцветка ленты не известна. Об. ст. В середине поля медали крупное изображение креста с уширенными концами, в круглой розетке которого помещен св. Георгий Победоносец - покровитель христианско-го воинства…внизу надпись замыкается отчерченным сегментом с маленькой звездочкой внутри".

Замечания.  Даже, если вы слабо представляете Балканскую историю 19 века, все равно, не ищите на карте того времени мифические "братские республики"! Но не это главное. Я давно пытался найти подобную медаль, соответствующую "чепурновскому" описанию. Но мне "почему-то" попадались такие медали без Св. Георгия в розетке креста. Думая, что центральное изображение затерто, я искал другую - "нормальную" и … не находил. Как позже выяснилось, в центре креста и не должно быть никакого изображения! Вот так и надейся на "энциклопедическое издание". Кстати, а "отчерченный сегмент" - ни что иное, как полумесяц, "поверженный" крестом. Медаль называется "В память войны за освобождение и независимость 1875-1878". Бронза позолоченная, диам. не 34, а 36 мм. Носилась медаль на треугольной колодке "австрийского" образца. Лента - белая с красными полосами по краям.

1. Изображение медали из книги.

2. Черногорская медаль "В память войны за освобождение и независимость 1875-1878".

Чепурнов (№ 718, стр. 478-479)  "Св. бронза, диам. 29 мм. Медаль сербская - в память войны с Турцией 1876-1878 годов. Учреждена правителем Сербии Миланом IV Обреновичем в 1879 году в качестве памятной награды участникам военных действий…  …Носили эту награду на левой стороне груди, скорее всего, на ленте национальных цве-тов Сербии (сине-красной).  Лиц. ст. Неизвестная". 

Замечания.  Вообще то, национальные сербские цвета, это не синий и красный, а, последовательно - красный, синий, белый. А вот лента к медали, действительно была красная с синими поло-сами, для участников боевых действий, или синяя - для не принимавших участия в боевых действиях. Медаль "В память войны за освобождение и независимость 1876-1877-1878" учреждена 15 февраля 1878 г. для награждения не только участников военных действий, а более ши-рокого круга людей, проявивших себя в 2-х войнах - 1876 и 1877-1878 гг. Медаль не редкая (около 200 тыс. награждений), поэтому лицевая сторона известна, стои-ло только поискать. Бронза позолоченная, диам. не 29, а 33 мм.

3. Сербская медаль "В память войны за освобождение и независимость1876-1877-1878"

Чепурнов (№ 719, стр. 479)  "Св. бронза, диам. 28 мм. Медаль румынская - в память войны с Турцией 1877-1878 го-дов. Учреждена румынским правителем князем Каролом I, из династии Гогенцоллернов в 1879 году для награждения участников военных действий против Турции. Этими же медалями награждены и многие российские добровольцы, участвовавшие в боевых операциях (!!!) … Расцветка ленты неизвестная.  Лиц. ст. Неизвестная"  Об. ст. … Над надписью, между концами веток, под королевской короной, вензелевое изображение имени Карола I". 

Замечания.  Опять "штамп" - "российские добровольцы". Какие такие добровольцы могли особо от остальных военных чинов союзных армий награждаться этой медалью? Ведь, Румыния это не Сербия и не Черногория, она не вела войну за независимость с широким привлечением добровольцев из сочувствующих "братских" стран. Медаль "Защитнику независимости" учреждена в июне 1878 г. князем Карлом I. Кстати, "князем", поэтому на медали присутствует княжеская, а не королевская корона. Диам. ме-дали не 28, а 30 мм. И, естественно, такой медалью награждались не только те, кто принимал участие в боевых действиях, но и более широкий круг людей, гражданских и военных, тем или иным образом способствовавших победе над врагом. Награды "военные" и "гражданские" носились на лентах отличающихся друг от друга расцветкой.

4. Румынская медаль "Защитнику независимости".

Чепурнов (№ 720, стр. 479).  "Св. бронза, диам. 32 мм. Медаль болгарская, учреждена в 1880 году…  … Расцветка ленты неизвестная.  Лиц. ст. В середине поля медали, под царской короной, вензелевое изображение болгарского царя Александра I…"  Замечания.  Александр I не был болгарским царем. Им стал Фердинанд I и то, только в 1908 г. Александр до своего отречения от престола в 1886 г оставался князем. Соответственно, на ме-дали изображена княжеская, а не царская (королевская) корона. Медаль называется «За освобождение 1877-1878». Расцветка ленты также известна.

5. Болгарская медаль «За освобождение 1877-1878».

Чепурнов (№№ 721, 722, стр. 480).  "Серебро, диам. 39 мм. Учреждена королем Румынии в 1907 году в память совместных военных действий России и Румынии в войне с Турцией в 1877-1878 годах. Медаль пред-назначалась для награждения участников взятия штурмом Гривицкого редута и блокады Плевны в 1877 году. … Св. бронза … Предназначалась она для награждения оставшихся в живых нижних чинов, участвовавших во взятии Гривицкого редута в конце пятимесячной блокады Плевны и ос-вобождения Болгарии от турецкого ига". 

Замечания.  Среди официальных государственных наград Румынии начала 20 века такой медали нет. По крайней мере, в достаточно подробном каталоге Клитманна "Фалеристика Румынии" о ней не упоминается. Да и по изготовлению "медаль" больше похожа на памятный жетон. Вероятно, таковым она и являлась. Интересна версия Чепурнова о предназначении медали (только, не понятно, откуда эта версия взялась на общем фоне скудности информации). Если принять ее в части, касаю-щейся светло-бронзовой медали, то получается, что награждались все нижние чины - ве-тераны войны с Турцией. В том числе, видимо, русские и болгары, ведь надпись сделана на трех языках. Тираж "медали" должен был бы быть достаточно большим, однако на-звать ее распространенной будет, по-моему, неправильно. Надо признать, что в отношении этой медали Чепурнову практически нечего противопоставить кроме таких же не менее спорных предположений.

6. Румынский медалевидный жетон "В память взятия Гривицкого редута".

Не понятно почему, в раздел "Балканская россика…" Чепурнов не поместил еще несколько наград. Это касается румынского креста "За переход Дуная", сербской медали "За храброст 1876" и черногорской "За ревност". Последняя медаль, кстати, относится к периоду 1875-1878 гг. только у Чепурнова, но об этом ниже.  Если эти награды - "россика" (а, иначе, зачем они в книге?) и рассказ о них привязан, как раз, к событиям 1876-1878 гг., то почему они не в разделе?

Сербская медаль "За храброст".

Чепурнов (№№ 692-695, стр. 464-466). "Серебро, диам. 27 мм. Награда сербская, учрежденная правителем Сербии Миланом Об-реновичем … Вручалась она на ленте Сербских цветов - красной с синей каймой … Золото, диам. 27 мм. Сербская медаль, подобная вышеописанной. Учреждена в одно время с серебряной и чеканилась теми же штемпелями. … Серебро, диам. 32 мм. Медаль … подобная вышеописанной, но выполнена более изящно. … Такая медаль предназначалась, по-видимому, для высоких армейских чинов и привиле-гированных лиц … золото, диам. 32 мм. Медаль идентичная вышеописанной, серебряной, чеканилась теми же штемпелями и имела то же предназначение. Такую медаль имел и российский импера-тор Александр III в числе первой награды, когда он своим Рущукским корпусом прикрывал от турок левый фланг русских войск, осаждавших Плевну. При его похоронах в 1894 году … эту сербскую золотую медаль "За храброст" несли на бархатной подушечке самой первой из всех наград". 

Замечания.  Опять неточно указаны "сербские национальные цвета". Действительно, лента должна быть "национальная", только на ней последовательно равные полосы красного, синего и белого цветов. О "золотой" медали, чеканенной "теми же штемпелями", как выяснилось, известно одному только Чепурнову. По информации более достоверных источников - не было подобной медали, а, следовательно, и все о ней сказанное не соответствует действительности. Медаль, "выполненная более изящно", скорее всего, лишь продукция другого изготовите-ля наград. В конце 19 века все сербские медали изготовлялись частными мастерскими, в том числе и за границей. Указав вымышленные "разновидности" по металлу изготовления и размеру (медаль диам. 32 мм нигде не описана), Чепурнов ни словом не обмолвился о других, действительно существовавших, сербских медалях "За храброст". Во-первых, медаль, подобная № 692, чеканилась и в белом металле, и в бронзе, с после-дующим серебрением. Во-вторых, в 1877 и 1878 г. были учреждены еще две медали - серебряная, подобная № 692, но с датами "1877-1878" и золотая (из позолоченной бронзы), но совершенно другого рисунка и размера, чем серебряная.  Будущий Александр III, вполне мог быть удостоен золотой сербской медали "За храброст", но это была медаль "За храброст" (1877 г.), а никак не вымышленная награда № 695.

7. Сербская медаль "За храброст" 1876 г.

8. Сербская медаль "За храброст" 1878 г.

9. Сербская золотая медаль "За храброст" 1877 г.

Черногорская медаль "За ревност".

Чепурнов (№№ 696-698, стр. 466-468).  "Св. бронза, диам. 30 мм. … Этой медалью, как и сербскими, награждались не только добровольцы соседних с Черногорией братских республик (опять мифические "братские республики"!!!), но и русские воины, сражавшиеся вместе с ними за свободу и независимость Черногории. Слово "За ревност" можно перевести как "За старание". А поскольку медаль выдавалась за воинские заслуги, то, видимо, нужно понимать как "За боевое ста-рание". … Основной же состав (российских добровольцев - прим.), прибывший на Балканы, состоял из солдат и офицеров русской армии, многие из которых и получили эту чер-ногорскую медаль "За ревност". Цвета ленты, на которой носили медаль, неизвестны. …  Серебро, диам. 30 мм. … Эта медаль имеет с оборотной стороны ушка клеймо 84-й пробы. Носили эту медаль на левой стороне груди правее медали из светлой бронзы. …  Золото, диам. 30 мм. Медаль идентичная вышеописанным и отличается от них только ме-таллом. Она являлась высшей наградой "За ревност" и вручалась за особо выдающиеся боевые заслуги … Такая медаль числилась второй наградой (?!) в послужном списке само-го российского императора Александра III.  Гусарский ротмистр Евгений Максимов в своих записках упоминает о подобной медали: "… Особенно поразил меня бравый молодец … с достоинством носивший на груди черно-горскую золотую медаль …".

Замечания.  Трудно даже комментировать! Дело в том, что медаль "За ревност" была учреждена толь-ко в 1895 г.! Следовательно, практически все сказанное о ней у Чепурнова не соответству-ет действительности. Не подвергается сомнению лишь тот факт, что БЫЛА серебряная медаль "За ревност".  Возможно, что бывшие добровольцы и могли (!?!) получить эту медаль, но не раньше, чем через два десятилетия после описываемых Чепурновым событий. А, тогда, в 1875-1878 гг., награждение ею просто не могло состояться из-за отсутствия самой награды. Даже в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (т. 76), вышедшем в 90-е годы 19 века, нет еще упоминания о медали "За ревност", а сообщается лишь о существовавших к тому времени медалях - "золотая медаль Милоша Обилича за храбрость, серебряные - "За jунаштво", "За вjеру и слободу" (последнее название тоже, кстати, не совсем точное, медаль называлась - "За храбрость", а "Вера и свобода" - скорее, девиз.) Именно эти медали могли получить отличившиеся бойцы от черногорского князя в 1875-1878 гг.  Интересны и "данные" послужного списка Александра III, приводимые Чепурновым. Как известно, император скончался в 1894 г., т.е. за год до учреждения медали "За ревност" … Не понятно, зачем выдуман перевод - "За старание", да еще "За боевое старание"? Медаль аналогична российской "За усердие" и критерии награждения были, видимо, такими же. К тому же, какой смысл учреждать военную медаль в относительно мирное для Черногории время (1895 г.)? Вероятно, вымысел о существовании этой медали в 1875-1878 гг. привел Чепурнова к ошибочной версии о ее предназначении. Медаль имела две степени - золотую и серебряную, а не три, не было "бронзовой степе-ни". Хотя, часть медалей и чеканилась в бронзе, но потом они золотились или серебрились. Да и в золоте, медали "За ревность" не чеканились (если не учитывать возможные частные заказы). Все "золотые" медали чеканены, как отмечалось, в бронзе, или серебре с последующим золочением. Вряд ли на медали из серебра могла стоять проба 84. Это означало бы, что медаль изго-товлена в России, где заказы на ее изготовление не размещались. Конечно, могли быть российские "частники", но наличие пробы не характерно для этой медали. Да и форма ушка (2 варианта) не позволяет расположить на нем клеймо пробы.
Лента красно-сине-белая.

10. Черногорская медаль "За храбрость" 1841 г.

11. Черногорская золотая медаль "За ревност".

12. Черногорская серебряная медаль "За ревност".

Румынский крест "За переход через Дунай".

Чепурнов (№№ 699, 700, стр. 468-469).  Замечания. Из всей россики на события 1875-1878 гг. только эта награда описана у Чепурнова без существенных неточностей. Но она, почему-то, не попала в сам раздел, посвященный россике.

13. Русская колодка с румынским крестом "За переход через Дунай".

P.S. В данной статье не ставилось целью "иронизировать" как по поводу действительно хорошей справочной книги по фалеристике "Наградные медали Государства Российского", так и самого ее составителя, уважаемого г-на Чепурнова. Его труды на благо отечественной фалеристики весьма ценны, что не подвергается сомнению. Хотелось только внести уточнения в тот ее раздел, где автор оказался недостаточно компетентен из-за общего недостатка информации по данной теме в прежние годы. Стремление довести до сведения коллег по увлечению то немногое и противоречивое, что он знал по Балканской россике, было для многих первым шагом для ее детального изучения. С сожалением нужно отметить, что указанные неточные сведения из энциклопедиче-ского издания многие коллекционеры и дилеры вынуждены использовать в настоящее время для описания и характеристики Балканской россики на события 1875-1878 гг. Хотелось бы надеяться, что данная статья будет полезна для ознакомления всем, кто интересуется отечественной фалеристикой. Возможно также, что и я допустил какието неточности в статье. Было бы интересно узнать на этот счет мнение заинтересованных фалеристов.

Литература:
Чепурнов Н.И. "Наградные медали Государства Российского". М. 2001.
Романофф Д. "Ордена, медали и история Черногории". Копенгаген. 1988. (англ.)
Пилетич М. "Награды югославянских народов 19 - первой половины 20 веков (до 1941г) из собрания Военного музея в Белграде". Белград.1987. (серб.)
Клитманн К.-Г. "Фалеристика Румынии". Берлин. 1975. (нем., англ.)
Павлов П. «Болгарские ордена и медали». София, 2002 г. (болг.)
В статье использованы иллюстрации с сайта http://www.bulgarianmedals.com/ext/en/




Рекомендуемые разделы сайта "Награды императорской России" (s3)

Рекомендовать друзьям: