Наградные колодки, знамена, навершия.

Из книги Александра Викторова "Очерки практической фалеристики", СПб, 2011 г. 

Навершие георгиевского знамени образца 1875 года. Россия, нач. XX в. Серебро, чеканка, эмаль.

Но особенно редки предметы, дошедшие до нас именно в своем «первородном» облике: награды — какими они украшали грудь владельца сто лет назад, на тех же колодках и с теми же лентами, а оружие — с исправными замками и не сорванными головками винтов. Такие раритеты попадаются собирателям крайне редко, ибо где и как они могли сохранить свой изначальный вид? Культура владения антикварными вещами у нас в стране известна только узкому кругу собирателей. Поэтому практически все медали и ордена давным-давно оторваны от своих лент, сабли и шпаги утеряли ножны, а клинки иззубрены при попытках «проверить сталь» рубя гвозди. Фарфор, бронза и картины, помещенные в гущу новой, советской общности людей, почти всегда несут на себе неистребимые следы варварского обращения с предметами искусства. Тут, возможно, музеи сыграли и положительную роль неких запертых чуланов, где смогли, в относительной безопасности, отлежаться, спастись, ставшие временно «ненужными» вещи.

Еще одним, чрезвычайно интересным, объектом собирательства являются боевые знамена воинских частей. К сожалению, мне пока так и не удалось приобрести в коллекцию подлинное знамя периода последнего царствования, самое красивое из всех существовавших образцов, с тканой по золоту иконой нерукотворного Спаса. Иногда появляющиеся на аукционах, эти знамена стоят огромных денег, которыми не располагают рядовые собиратели. Поэтому я ограничился приобретением знамени Выборгского крепостного полка периода Екатерины Великой. Истрепанное, с утратами и сильно загрязненное, полотнище раньше хранилось в одном частном собрании. Мне посчастливилось взять его в обмене, но профессиональные музейные реставраторы отказались от восстановления знамени из-за сложности и большого объема работы. Все же, прекрасно реставрированное умелыми руками О. Ф. Феоктистова, ныне оно заняло место на стене, среди других реликвий екатерининской эпохи. Надежду найти знамя последнего царствования я не теряю, поскольку на руках у собирателей находится несколько таких полотнищ, списанных из какого-то столичного театра. Безжалостно распоротые на части, грубо раскрашенные для театральных постановок яркими анилиновыми красками, бывшие боевые знамена практически погублены. Тем не менее, их можно попытаться реставрировать, хотя значительная часть их уничтожена «деятелями советской культуры» безвозвратно. Что же, будем надеяться и верить...

Зато мне везло на другие находки - бронзовые навершия боевых знамен, замечательные произведения русской металлической пластики, которые я находил в самых разных местах: какие-то выменял у «всеядного» Марата Порая, другие мне предложили купить в пункте приема цветного металла, еще одно приобрел на столичном аукционе, где навершие огневого золочения, со следом осколочного удара на стакане, почему-то сочли современным новоделом и отдали почти даром. Самые редкие — это навершия гвардейских частей, бывшие принадлежностью георгиевских знамен. Одно из них, образца 1875 года, изготовлено не из обычной бронзы. Это навершие отчеканено из серебра и на его стакане отсутствуют отверстия для прикрепления навершия к древку: это был подарок к юбилею Кексгольмского полка, его не предполагалось крепить на знамя. Но, возможно, что его установили бы на знамя кексгольмцев: ведь «родное» навершие полкового знамени было закопано в землю, когда знаменная команда спасала знамя при разгроме армии генерала Самсонова в августе 1914 года, и тогда же бесследно пропало.




Александр Викторов "Очерки практической фалеристики", СПб, 2011 г. 

Избранные статьи, относящиеся к коллекционированию предметов российской истории:

Рекомендовать друзьям: