Поиск по сайту:




















С.А. Лазарев Вступление к книге "Герои Великой Войны, известные и неизвестные". СПб 2003 г.

В фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи имеется большое количество фотографий, многие из которых никогда не публиковались и не экспонировались. Среди них - коллекция фотографий Георгиевских кавалеров - солдат и офицеров русской армии периода Первой мировой войны.

К настоящему моменту как в России, так и за рубежом вышло значительное количество книг о Георгиевских кавалерах - участниках Первой мировой войны. Но в большинстве своем в них отсутствуют фотографии упоминаемых лиц, в первую очередь это касается нижних чинов. Книга старшего научного сотрудника музея Сергея Анатольевича Лазарева дает читателю уникальную возможность увидеть портреты забытых героев. Среди них - как известные генералы, так и простые фронтовые офицеры и нижние чины. Уникальность издания в том, что с помощью документов из архива музея - фондов, так называемой Трофейной комиссии, удалось проследить биографии большинства запечатленных, в ряде случаев и после 1917 года.

В послереволюционный период тема Первой мировой войны и ее героев в силу целого ряда причин была незаслуженно обделена вниманием историков. Но сегодня, в преддверии приближающегося столетнего юбилея войны, настала пора россиянам вспомнить забытых героев, честно отдавших свои жизни за Отечество. Это святой долг наш, их потомков. Уверен, что предлагаемая вниманию читателей книга - скромная дань памяти тем, кто почти столетие назад погибал за Россию на полях Восточной Пруссии и в Карпатах, в Галиции и Стоходских болотах... Вечная им память!..

Начальник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академииракетно-артиллерийскихнаук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

В. М. Крылов

Более девяноста лет минуло с начала Первой мировой войны, или, как ее называли современники, Великой войны. Эта война отделена от нас жизнью нескольких поколений и тяжелейшими испытаниями, выпавшими на долю нашей страны и народа. Сегодня она стала далекой историей, но мы не должны забывать о трагических и героических событиях той жестокой войны, о русских солдатах, порой забытых и неизвестных, показавших на полях сражений примеры беззаветной храбрости, мужества, стойкости и воинской доблести.

В годы Великой войны тысячи русских солдат и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и Георгиевскими медалями, орденами Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевским оружием, то есть стали Георгиевскими кавалерами. Все эти награждения производились в соответствии со «Статутом Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, принадлежащего к сему Ордену Георгиевского Креста и причисляемых к тому же Ордену Георгиевского Оружия и Георгиевской медали», высочайше утвержденному 10 августа 1913 года.

Сегодня настало время рассказать о героях Великой войны - Георгиевских кавалерах, материалы о которых хранятся в архивах и фондах музеев, в том числе и в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). В фондах музея хранится большое количество материалов, связанных с историей Первой мировой войны, в том числе и уникальные фотодокументы. Среди них необходимо выделить значительную коллекцию фотопортретов солдат, унтер-офицеров, офицеров и генералов - Георгиевских кавалеров. Большая часть фотоматериалов - это результаты деятельности различных комиссий, которые занимались в годы войны сбором, систематизацией и описанием трофеев русской армии, а также сбором материалов о генералах, офицерах и нижних чинах, удостоенных георгиевских наград.

Первая из таких комиссий - «Комиссия по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен» - была создана 5 марта 1911 года при Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества Канцелярии. «Основной задачей высочайше утвержденной Комиссии являлось описание боевых трофеев, знамен и подвигов русских солдат за все время существования русской армии. К началу Первой мировой войны Комиссия проделала огромную работу по выявлению и описанию трофеев и памятников воинской славы из различных музеев, соборов и церквей страны». С началом Первой мировой войны «Комиссия по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен» расширила сферу своей деятельности. Она начинает заниматься сбором материалов начавшейся Великой войны. Задачи, которые стояли перед Трофейной комиссией, были сформулированы в типовой «Программе работ» и состояли из четырех пунктов:

«1. Трофеи, взятые частью: описание знамен, орудий, пулеметов, минометов, летательных аппаратов, крепостей, городов и т. д. (если есть, то и фотографические снимки с этих трофеев).

2. Подвиги части и ее чинов, связанные со взятием трофеев, и выдающиеся подвиги (наброски подвигов, фотографии полей сражений и позиций и т.д., копии с донесений и реляций).

3. Сведения о героях - георгиевских кавалерах вообще: а) о гг. офицерах, имеющих орден Св. Георгия или Георгиевское оружие; б) о нижних чинах, имеющих все четыре степени Георгиевского креста, а равно представленных к 1-й степени или же совершивших особо выдающиеся подвиги (портреты героев, а если возможно, то и наброски картин их подвигов или схем).

4. Памятники на братских могилах и на могилах отдельных чинов (описание, фотографии или наброски)». (Такие «Типовые программы» были отправлены во все войсковые части, управления и заведения).

Внутри Комиссии было создано три специальных отделения - литературное, художественное и фотографическое, сотрудники которых занимались составлением описаний, срисовыванием и фотографированием захваченных трофеев, различных эпизодов из фронтовой жизни армии и флота и т. д. Одним из основных направлений работы стало выявление и описание боевых подвигов русских воинов, для чего многие члены комиссии выезжали на театр боевых действий. Только с февраля 1916 года до лета 1917 года Трофейная комиссия четырежды направляла экспедиции в действующую армию. Многие из художников и литераторов, занимавшихся сбором материалов по описанию трофеев, подвигов частей и отдельных военнослужащих с художественным их изображением, за работу на передовых позициях под неприятельским обстрелом удостоились награждения георгиевскими медалями».

Кроме самих членов этой комиссии, на фронт выезжали известные фотографы и художники. Так, в 1915 году в журнале «Нива» была опубликована групповая фотография, подпись под которой гласила: «Академик Н. С. Самокиш, профессор батального класса Императорской Академии художеств, отправившийся вместе с пятью учениками своего класса на театр военных действий со специальной целью изображения картин войны». Летом 1915 года Императорским обществом ревнителей истории была устроена в манеже Главного Адмиралтейства в Петрограде выставка «Наши трофеи», после работы которой возникла идея создания Музея Великой войны. Музей, как предполагалось, должен был стать не только собранием трофеев и предметов войны, но и собранием произведений искусства и литературы, документов и фотографий. Собирать материал для будущего музея также входило в работу Трофейной комиссии.

В 1916 году, в соответствии с приказом по военному ведомству от 22 июня 1916 года и в дополнение к уже существующей Трофейной комиссии, была сформирована «Комиссия для сбора и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти потомства». Этим приказом были объявлены штаты и положение о Трофейной комиссии: « 2. Сформировать и содержать на все время настоящей войны комиссию для сбора и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти потомства, по штату, упомянутому в п. I.». В состав этой комиссии входили собиратели трофеев, офицеры или военные чиновники, делопроизводитель, его помощники, фотографы, помощники фотографа, старшие мастера фотографии, заведующие хранилищами, их помощники и др. «Собиратели трофеев избираются председателем комиссии из числа офицеров или военных чиновников, специалистов и знатоков по вопросам, касающихся артиллерийского, инженерного, интендантского и военно-санитарного ведомств...

В распоряжение каждого собирателя назначался помощник фотографа и писарь». Также предусматривалось привлечение необходимых специалистов не из числа членов комиссии и выделение денежных средств для приобретения наиболее интересных и редких предметов. «С сентября 1916 года по март 1917 года комиссией были предприняты три поездки в действующую армию: первая - на Кавказский фронт и в Персию (по маршруту: Тифлис, Тебриз, Урмийский район, Батум, вновь занятое Черноморское побережье Турции до Трапезунда, и обратно); вторая - на Северный (с посещением мест последних боев в районе Риги) и третья - на Юго-Западный фронт. Кроме того, члены комиссии проинспектировали на предмет выявления военных трофеев тыловые склады Киева, Белой Церкви, Полтавы, Брянска, Смоленска, Умани и Москвы» .

Кроме того, с января 1916 года Комиссия, по воле Его Императорского Величества, приступила «к составлению и изданию Георгиевских памяток-таблиц героев нынешней великой народной войны, дабы подвиги этих героев сделались общим достоянием всего русского народа, не исчезли безвозвратно для потомства. Разосланные по всей России (в части войск, учебные заведения, волостные правления, семьи и т.д.) Георгиевские памятки-таблицы будут действительным памятником героизма Русского воинства...

Георгиевские памятки-таблицы будут напечатаны в красках с орнаментом в русском стиле, украшены - Государственным гербом, вензелем Его Императорского Величества и георгиевским крестом; в каждой будет заключено: снимок героя, краткая его биография с описанием подвига и, если представится возможным, рисунок совершенного им подвига. Для сего необходимо иметь как фотографию героя и краткое описание его подвига, удостоверенное официальным документом.., так и биографию его и подробное описание подвига со слов самого героя...

Независимо [от] памяток-таблиц комиссия приступает к изданию брошюр «Трофеи и герои великой народной войны», в каковые войдут описания разнородных подвигов Русского воинства, независимо от степени полученной награды.

Революционные события 1917 года негативно отразились на деятельности Трофейной комиссии. Приказом Реввоенсовета от 24 декабря 1918 года на основе прежней трофейной комиссии была учреждена «Комиссия по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг.» и утверждены ее штаты. Организационно в комиссию входили четыре отдела: литературно-документальный, художественно-фотографический, артиллерийско-технический и интендантско-санитарный. Позднее, весной 1919 года, в состав комиссии вошел знаменный отдел.

В одной из справок о музейном имуществе комиссии говорилось: «Все отделения Комиссии обладают значительным музейным имуществом, находящимся не только на складах Комиссии Петрограда и Детского Села (бывш. Царского Села), но и в провинциальных городах, как-то: Киеве, Тамбове, Белой Церкви, Тифлисе, Эр-зеруме и т. д.

...Художественно-фотографическое отделение имеет ценнейшие в отношении содержательности фотографические снимки, касающиеся войны, и художественные произведения первоклассных художников, запечатлевшие различные моменты из боевой жизни». Главной целью Комиссии было создание Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг. Но уже 30 мая 1919 года Малый Совет Народных Комиссаров постановил упразднить Комиссию, а все отделения и материалы предписывалось передать в Народный Комиссариат Просвещения и закрепить за Военной секцией отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В августе-ноябре 1919 года состоялась передача имущества в Наркомпрос. К этому моменту комиссия художественно-фотографического и документального отделов располагалась по адресу: Невский проспект, 106, кв. 53. В справке по художественно-фотографическому отделу, составленной Заведующим художественно-фотографическим отделом М.П.Паниным говорилось: «... Этюды, рисунки, наброски, негативы и фотографии, а также инвентарь художественно-фотографического отдела находятся в помещении Комиссии. Вес - до 75 пуд, в 17 ящиках, две подводы. Кроме того, в Детском Селе (б. Ратной Палате) находится музейное имущество (картины, портреты), всего около 30 пудов в 30 ящиках, для перевозки которого потребуется одна подвода».

В фотографическом отделении хранилось около 3000 негативов снятых на позициях, из которых проверено по фронтам до 400, около 3000 отпечатков с них. В литературно-документальном отделении хранились работы сотрудников комиссии. Это жизнеописания и описания боевых действий участников войны, из которых 1561 обработаны и готовы к печати и около 500 необработанных; 40 рисунков-портретов и около 400 фотографических снимков участников войны; листки -памятки с фотоснимками и жизнеописанием участников войны, из которых 40 напечатанных, 82 подготовленных к печати и 1 папка в корректуре. Там же хранились составленные в 1916 году Комиссией по описанию боевых трофеев, брошюры под названием «Герои и трофеи» - 4 выпуска, около 5000 экз.

В дальнейшем часть сохранившихся материалов Комиссии была передана в Москву, другая часть поступила в Военно-историко-бытовой музей (существовавший в 1927-1937 гг.), а впоследствии его экспонаты были переданы в фонды Артиллерийского исторического музея. Вот такова предыстория появления фотопортретов Георгиевских кавалеров в фондах нашего музея.

В предлагаемом издании впервые собраны и показаны широкому кругу читателей фотографии Георгиевских кавалеров - участников Первой мировой войны (как известных, так и малоизвестных), которые в силу определенных политических обстоятельств были забыты на многие десятилетия. Основной источниковедческой базой для подготовки этого издания послужила коллекция фотодокументов Георгиевских кавалеров, хранящихся в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

В основной части книги показаны фотоснимки (как отдельные фотопортреты, так и групповые). Все они распределены по родам войск (гвардейские части, пехотные полки, артиллерийские части и т. д.). Если было невозможно установить личность изображенного на фотографии, но можно было установить принадлежность к войсковой части, то этот фотодокумент помещен в разделе «своей» части. Книга снабжена аннотированным указателем имен, в который включены все лица, изображенные на фотографиях. Аннотированный указатель имен содержит краткие биографические справки, для составления которых потребовалось привлечь большое количество литературы, как дореволюционной, так и последних лет издания. Судьба многих Георгиевских кавалеров сложилась трагически: революционные события 1917 года, гражданская война, эмиграция, массовые репрессии в Советской России, Вторая мировая война... Поэтому по некоторым персоналиям установить биографические данные не удалось

Не исключено, что в работе могут содержаться отдельные неточности, и поэтому автор заранее выражает свою признательность всем читателям, которые пришлют свои критические замечания о данной работе. Кроме того, хотелось бы надеяться, что внимательный читатель может узнать кого-то из своих родственников и сообщить информацию об их дальнейшей судьбе после 1917 года. Выражаю свою глубокую признательность за большую помощь в подготовке материала для этой книги: Л.К.Маковской, И.А.Вознесенской, А. Н. Кулинскому, Т.Н.Ильиной, А.А.Мартынову, Е.В.Сидоровой, Е. И. Юркевичу, Е. В. Лозовскому, Г. М. Судник.





Лазарев С.А. "Герои Великой Войны":
  1. Полные Георгиевские кавалеры
  2. Кавалеры Георгиевского креста 2 - 4 степеней
  3. Кавалеры Георгиевского оружия "За храбрость"
  4. Кавалеры ордена Святого Георгия
  5. С.А. Лазарев Вступление к книге "Герои Великой Войны, известные и неизвестные". СПб 2003 г. 






Рекомендовать друзьям: