Самые посещаемые разделы сайта:

Ордена Императорской России.

Галерея изображений орденов вручавшихся в России до 1917 года.

Фотографии Георгиевских кавалеров.

Подборка подлинных фотографий награжденных Георгиевскими крестами.

Герои и трофеи Великой Народной войны.

Интернет версия брошюр 1916 года, о Георгиевских кавалерах 1-й Мировой войны.


Начало славных дел

Начало славных дел

  Небольшое суденышко на фото – «дедушка русского флота». Сам Петр I некогда назвал его так. Сейчас это музейный экспонат филиала Переславского музея-заповедника. По свидетельству известного историка флота Н.А.Бестужева этот ботик юный Петр Алексеевич нашел в амбаре в с.Измайлове, по его велению был приглашен голландский мастер Христиан Брант, силами которого суденышко было починено.

И вот, начиная с не совсем удачных плаваний под парусами ботика по узкой р.Яуза, затем на нем же – на Просяном пруду с.Измайлова, Петр закладывает верфь в устье р.Трубеж, впадающей в Плещеево озеро, тем самым положив начало своему кораблестроению.

Но вскоре и это озеро становится для Петра тесным. В 1693 г. он отправляется в Архангельск, единственный в ту пору морской порт страны. Там начинается строительство 2 кораблей, третий заказывается за рубежом. После неудачных азовских походов, когда стало ясно, что без флота война с Турцией малоэффективна, в 1696 г. Петр начинает возведение азовского флота.

Начиная с лета 1697 г. Петр под вымышленным именем несколько месяцев постигает азы кораблестроения на верфях Голландии, славившейся своими умельцами-кораблестроителями. При этом царь нисколько не гнушается самолично орудовать топором и выспрашивать у мастеров значение того или иного предмета. Помимо обучения на верфи, «бааса Питера» интересует буквально все: фортификация, печатное дело, архитектура, живопись, медицина, бумажное и прядильное производства, он встречается с изобретателями микроскопа и пожарного насоса – так было ненасытно любопытство русского царя. Конечно же, не забывал он о делах в России, будучи в курсе всего, что там происходило в его отсутствие. В Голландии он узнал и о первой победе российского флота –над турками под Азовом.

Обучение не прошло даром: на воронежской верфи по проекту самого Петра, и под его неусыпным наблюдением строится корабль. Корабль получает улучшенную маневренность посредством улучшения обвода корпуса и выдвижной киль – за границей подобную конструкцию начали применять лишь через полтора века.

Азовский флот прекратил свое существование в 1711 г. - Прутский мирный договор с Турцией обязал Россию уничтожить его. Тем не менее, его существование показало, как необходим России военный флот.

После неудачи на Азове Петр I не опускает руки и направляет свой взор на Балтийское море. Понимая, что утвердиться на нем без военного флота шансы невелики, Петр приступает к строительству балтийского флота. Одновременно с тем, продолжая строить корабли и для азовского флота. Для чего налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним в Воронеже, на Урале строятся новые металлургические заводы. В Финский залив «сухим путем» - волоками по болотам и вырубаемым через леса просекам, и по рекам перебрасываются корабли, построенные на других верфях (отдельно стоит отметить, что по приказу Петра корабли строились, придерживаясь определенных пропорций, чтобы они могли одинаково успешно маневрировать как на реках, так и на море).

В сентябре 1702 г. Петр «отворяет ворота к морю», взяв крепость Нотебург, позднее переименованную в Шлиссельбург. В 1703 г. закладываются Петропавловская крепость и С.-Петербург, а для защиты последнего – форт Кронштадт. 1704 г. – год рождения адмиралтейской верфи на р.Неве. В том же году русские войска овладевают Нарвой. 1709 г. ознаменовал себя концом господства Швеции в Европе в результате перелома ситуации в Северной войне в пользу России в сражении под Полтавой.

Но этого было недостаточно для окончательного укрепления позиций России на Балтике. Нужно было сокрушить морские силы Швеции. И, Балтийский флот, качество кораблей которого признавали заграничные кораблестроители, начиная с 1714 г. по 1721 г. одерживает ряд блистательных побед над шведами.

В результате двадцатилетней войны Россия наконец-то получила морское сообщение с Европой. И главным «виновником» этого стало, по справедливости сказать, детище Петра I – его флот.

Что же касается «дедушки», того самого ботика, с которого все и началось, то по случаю празднеств в Москве посященных 200-летию Русского Флота (1898 г) , его установили в Кремле. Проходящая мимо праздничная процессия торжественно отдавала ему честь, тем самым воздавая ему почет за заслуги, принесенные его столь героическим потомством.

Добавлено: 30 Сентября 2014


Похожие новости

«Повесть о настоящих людях»

Все они прошли три разные войны, но общее у них одно – любовь к небу. Стремление вернуться в свой полк, снова поднять самолет в воздух, ринуться в бой – лишь поставив эти цели выше всей тяжести своей потери, они смогли вернуться в небо – их обитель.

Добавлено: 09.09.2014

Комплектование армии в императорской России

До Петра 1 армия России имела средневековый поместный характер. Проведенные же Петром 1 военные преобразования дали толчок к созданию новой системы комплектования армии – рекрутской, которая разительно отличалась от европейской наемно-вербовочной.

Добавлено: 19.09.2014

Лейб-гвардия императорской России

Лейб-гвардия – сначала это были формирования для охраны монарших особ, со временем приобретшие статус элитных частей армии. Существовали такие части практически во всех странах Европы. В России лейб-гвардия была основана Петром I из «потешных» полков

Добавлено: 27.09.2014

Возврат к списку

Рекомендовать друзьям: